Сначала я высказывал предложение написать обзор игры к другим любителям блога, но затем решил - чего тянуть? И написал свой собственный обзор, с чистого листа бумаги.
1. Предыстория.
Как обычные люди в эпоху "сухого закона" в США становились бандитами? Наверняка двух одинаковых дорожек у разных людей могло не найтись, поэтому было не принципиально, про какую из них повествовать в игре.
Мы - водитель такси, не сильно преуспевающий, но хотя-бы имеющий работу. И именно нам волей судьбы и под давлением дула заряженного пистолета приходится спасать одних мафиози от других. Выполнив это первое задание мы получаем солидный гонорар - и проблемы от преследующей нас банды. В стремлении укрыться от опасности главный герой возвращается к спасенным мафиози в бар Сальери - место, которое сначала решил обходить стороной. С этого момента мы становимся полноправным членом мафии со всеми вытекающими: сбор нелегальных доходов, грабежи, убийства, саботаж...
Вся игра происходит именно в режиме повествования: перед началом игры нам показывают видеовставку, в которой некий человек в костюме, занимающий высокое положение в мафиозной семье, хочет рассказать все о ней полиции в обмен на защиту его жизни и жизни его близких. Полицейский соглашается выслушать, и... каждая миссия - это один рассказ нашего героя полицейскому. Мы проигрываем события прошлого, которые он рассказывает в настоящем. Перед каждой миссией нам покажут ролик, предшествующий этой миссии. Несмотря на то, что мы знаем и начало, и финал истории, играть - интересно. События могут меняться прямо в момент выполнения задания, причем совершенно неожиданно. Нам понадобится делать все, что делал нормальный мафиози в тридцатые годы - а это время очень часто описывалось в различных историях как нечто романтическое и интригующее. Авторам игры удалось внести в нее атмосферу тех лет, которые мы уже знаем по книгам и фильмам.
2. Сюжетная линия.С каждой новой миссией нам будут давать все более сложные задания, которые требуют множества навыков: от логики до хитрости. Конечно, особняком стоят обязательные навыки в вождении - это нам придется делать практически в каждой миссии, и стрельбе - автомат Томпсона всегда был любимой игрушкой всех мафиози. И если в первой миссии мы просто уводим такси от погони, то уже в четвертой придется хитро проникнуть в запертый дом, убить с дюжину вооруженных противников и в довершение - автопогоня с эпическим финалом. Будут особняком стоять такие миссии, как участие в гонках Формулы-1 - машины того времени были невероятно простыми, на своей бешеной скорости еще не держали трассу, но уже так-же легко ломались; или кража документов из особняка, где все надо будет сделать незаметно. Хотя выделять особые миссии довольно сложно - они все неповторимые и уникальные своим прекрасным сюжетом. Его лихая закрученность то и дело пересекает одной миссией другую. Каждая миссия делится на несколько эпизодов, которые могли-бы быть и полноценными миссиями в играх, менее Мафии направленных на сюжет. Полностью его пересказывать не буду, он подробно и красиво описан в этой теме.
Помимо сюжета по мере прохождения игры нам будут открывать доступ к "прогулкам" - бессюжетным играм в определенной части города (или целиком), в которой прибыль приносит убийство мафиози или превышение скорости, а тратить деньги приходится на лечение и новое оружие. "Большая прогулка" открывается лишь после прохождения всей сюжетной части игры (или секретной дверью в одной из миссий). Этот режим предлагает пройти несколько необычных миссий что-бы открыть девятьнадцать экзотичных автомобилей. Как вам миссия погони за невидимым человеком? А слежение за самолетом на машине? Или поездка через весь город на грузовике, которому нельзя снижать скорость дальше определенного значения, дабы не взорваться?
3. Способы воздействия.
Автопарк обширен. Почти в каждой миссии автомеханик семьи будет учить нас угонять новую машину; по мере прохождения времени машины будут все современнее и современнее. Начиная с табуреток на колесах - и заканчивая прекрасными лимузинами довоенной эпохи. Каждую машину можно сохранить и использовать в следующей миссии - но обычно для этого держатся две-три разноплановых (быстрая; крепкая и пр.), остальные просто простаивают.
По игре нам постепенно будет предоставлен такой арсенал оружия, которым реально могли обладать подобные люди в то время: нож, бейсбольная бита, несколько пистолетов, автомат Томпсона, обрез, небезызвестный коктейль Молотова... кроме огнестрельного другое мы будем использовать редко и специализированно, почти всегда спор с противником решается появившимся свинцом в его голове. Оружие выдается в начале миссии собственным оружейником мафиозной семьи - Виченцо. Одновременно главный герой может нести до пяти небольших видов оружия (пистолеты, нож, гранаты...), одно - крупногабаритное (бита, автомат или винтовки), и одно оружие в руках. Поэтому не берите помповое ружье и обрез туда, где вам нужно спрятать их от полиции.
Список оружия под спойлером взят
Название | Описание |
Хорошее оружие, если к тебе лезут с кулаками, и, если подкрасться сзади и хорошо размахнувшись (удерживая л. кнопку мыши дождаться пока красная полоса заполнится), ударить по затылку - оглушишь человека с первого удара. Оружие первый раз встречается в миссии "Отряд Молотова" "Molotov Party".
Наносимый урон: 5; с размахом 17; по затылку 100. | |
Оружие для настоящего пиромана. Если хочешь быстро и просто устроить пожар - лучше коктейля Молотова ничего нет, но с ним надо быть осторожным, бросать подальше (удерживать л. кнопку мыши дождаться пока красная полоса заполнится) и отбегать поскорее. Получается эффектно поджигать толпу людей и взрывать автомобили. Оружие первый раз встречается в миссии "Отряд Молотова" "Molotov Party".
Наносимый урон: 100 | |
Неплохой пистолет, но очень сильная отдача - трудно попасть издалека, и долгая перезарядка. Но, в общем, 2-3 выстрела в голову и готово. Обычноиз него стреляют копы. Оружие первый раз встречается в миссии "Режим" "Ordinary Routine" (получаете от Vincenzo в начале миссии)
Наносимый урон: 27; в голову 40. | |
Первый в истории автоматический пистолет, оружие профессионала, настоящего мафиози. Быстрая перезарядка, стреляет почти без отдачи, если хорошо прицелиться - можно издалека тремя выстрелами в голову убить врага. Оружие первый раз встречается в миссии "Режим" "Ordinary Routine" в эпизоде "Clark's Motel" (его можно отобрать у тех подонков, которые отказались платить Salieri).
Наносимый урон: 47; в голову 55. | |
Уникальная модель автомата Томпсона, 600 выстрелов в минуту, позволяет легко убить врага с 200 метров, не сильно прицеливаясь. Человека можно изрешетить за 5 секунд, если стрелять в упор. Это идеальное оружие для гангстерских разборок и массового мочилова, именно для той миссии в которой оно первый раз появляется: "Режим" "Ordinary Routine" эпизод "Clark's Motel" Thompson 1928 лучше найти сразу, а можно потом забрать у бандита, но он будет уже не нужен. Сразу как поднимитесь по ящикам, заходите внутрь, идите в первую дверь, вдоль стены, и там лежит на кровати Thompson 1928.
Наносимый урон: 34; в голову 50. | |
Старый, проверенный временем Magnum, сносит голову с первого выстрела. Оружие для главарей банд, но часто из него стреляют неучи, которые даже не знают, как с ним обращаться. Его можно отобрать у бандита в миссии: "Режим" "Ordinary Routine" эпизод "Clark's Motel" если, поднявшись на второй этаж, убить чувака, читающего газету в туалете, в конце коридора, то с противоположной стороны на тебя выбежит сразу три вооруженных гангстера. У них-то и будет эта пушка.
Наносимый урон: 50; в голову 100. | |
Слабый пистолет, из него трудно кого-то убить, только для самообороны. С ним на тебя нападает тот лысый громила, который пытал Сэма, и которого ты вроде бы убил. В миссии: "Режим" "Ordinary Routine" эпизод "Clark's Motel". Потом этот пистолет у Tommy будет всегда как личное оружие.
Наносимый урон: 18; в голову 25. | |
Этот кастет даётся в начале миссии "Sarah" эпизод "Surprise" на всякий случай, чтобы без проблем проводить Сару домой. Хорошее оружие уличного бандита, но против троих слабовато.
Наносимый урон: 4; с размахом 9. | |
С этим ножом в миссии "Sarah" эпизод "Surprise" на Tommy нападает один из бандитов, постарайтесь его сразу убить и забрать нож, а остальные сами разбегутся.
Наносимый урон: 3; с размахом 16. | |
В миссии "Sarah" эпизод "Surprise" рядом с тем местом где на вас нападают бандиты, к стене приставлена планка, которой всех можно завалить, гораздо быстрее чем кастетом.
Наносимый урон: 3; с размахом 5; по затылку 100. | |
Если под руками ничего нет, можно воспользоваться ломом, в миссии "Better Gal Used To It" эпизод "Service Station" с этим ломом на тебя нападают местные бандиты.
Наносимый урон: 8; с размахом 14; по затылку 100. | |
Очень удобное ружьё, стреляет подряд двумя патронами, и как сказал Vincenzo: "у него небольшая дальность, но обширная зона поражения, так что не промахнешься". Первый раз встречается в миссии: "The Whore" эпизод "Hotel Corleone" На третьем этаже ходит охранник с лысиной, у него и можно отобрать этот обрез. Но лучше этого не делать, потому что если в него выстрелить, то сбежится охрана со всего отеля.
Наносимый урон: в упор 100; издалека 6. | |
Обыкновенна винтовка, без оптического прицела, убивает врага с любого расстояния, одним метким выстрелом в голову. В миссии "The Whore" эпизод "Rooftops" из этой винтовки по тебе стреляет коп, с той крыши через которую можно пройти на лестницу, которая ведёт к церкви. Когда убьёшь копа, винтовку можно подобрать, но она потом не понадобится.
Наносимый урон: 60; в голову 100. | |
Им вооружена полиция, если нарваться на копов и они поднимут тревогу, то по всему городу за тобой будут гнаться два мента в машине с такими ружьями. Но можно обойтись и без этого. В миссии "The Priest" эпизод "Surprise" когда замочишь всех мафиози, прибежит ещё трое и у одного из них будет такой дробовик, дальность у него хорошая и зона поражения не хуже, но медленная перезарядка.
Наносимый урон: в упор 100; издалека 9. | |
Неплохая вещь для уличной драки, или для того что бы взломать дверь амбара в миссии "A Trip To The Country" эпизод "Saving Sam".
Наносимый урон: 7; с размаха 19; по затылку 100. | |
Обыкновенное ведро (не оружие), но если вам лень искать на корабле пистолет, то можно и им завалить сенатора в миссии: "Happy Birthday" эпизод "At The Party". Либо с помощью его вымыть туалет, а там уже будет лежать оружие, которое спрятали для Tommy люди Salieri.
Наносимый урон: 3. | |
Игру можно пройти и без неё, но если хочешь поиздеваться над людьми Morello в миссии "You Lucky Bastard" эпизод "The Harbor" то гранаты лежат в ящике возле поезда. Лучше бросать подальше от себя, у гранаты большая зона поражения.
Наносимый урон: 100. | |
Это - профессиональная винтовка с оптическим прицелом для снайперов, с помощью которой в миссии "Election Campaign" эпизод "Prison Tower" Tommy нужно убить сенатора с очень большого расстояния.
Наносимый урон: 67; в голову 100. |
Окружающий мир на момент выхода игры (да и сейчас в некоторых сравнениях) поражал. Телефонные будки ломаются, пассажиры заходят и выходят в трамваи/метро, даже бензин в автомобилях может кончиться. Сравнивая Мафию с третьей частью Grand Theft Auto можно поставить твердый плюс в сторону первой в отношении дизайна помятых машин. Мнется именно там, куда был удал, пулевое отверстие - куда стреляли, фары и бампера красиво отлетают, крыша мнется. Все гораздо натуральнее, чем даже в GTA:SA, вышедшей три года спустя. Так-же, если там нам позволяли летать на бешеных скоростях, и главное было - не зацепить полицейскую машину, то тут полиция может оштрафовать за превышение скорости, за аварию, за оружие в руках на улице или даже просто за проезд на красный свет! Мафия - это отличный автосимулятор тридцатых-сороковых годов прошлого столетия. Если Вы никуда не спешите - лучше включить ограничитель скорости на 60 километрах в час, в Мафии как ни где работает пословица "Тише едешь - дальше будешь". Кстати, тут при почти полном повороте колеса включаются поворотники. Это слишком поздно, да и ни на что они не влияют - но все равно приятно. А в остальном что окружающий мир, что графика - именно такие, какие были в 2002 году. Увидеть это можно на скриншотах.
5. Заключение.
Игра определенно стоит того, что-бы ее пройти хотя-бы один раз. История линейна, изменить ее мы не в силах, поэтому перезапускать игру - как перечитывать книгу. Но вспомните свою любимую книгу - сколько раз Вы ее перечитывали? Я свою - больше пары десятков точно. И, несмотря на то, что помню практически дословно весь ее текст - перечитаю еще не раз. Поэтому сейчас допишу пост, лягу спать - а в выходные с утра начну новую игру, и заново переиграю и перечитаю весь сюжет Мафии.